Непонятным для меня явлением является наличие так называемой нецензурной брани, то есть мата. Горестно оттого, что яркие, ёмкие слова, позволяющие дать волю эмоциям и снять нервное напряжение являются в некоторой степени табуированными и считается неприличным их употребление в обществе, на телевидении, при детях и прочее. Проблема нецензурщины общемировая, но в данной заметке я, разумеется, вести речь буду про русский язык и русскую культуру.
И одновременно мат используют в своей повседневной жизни достаточно большое количество людей, в том числе и среди правительства (тут можно вспомнить наиболее яркие выступления некоторых наших политиков, например), а также, разумеется, и деятели культуры. Где-то матерятся больше, где-то меньше.
И это неудивительно, так как сам по себе мат является неотъемлемой частью нашей речи, да что там, нашей культуры, ибо если посмотреть расшифровки берестяных грамот, что ходили между купцами много веков назад, то и там мы увидим знакомые слова. Избежать знакомства с матом не выйдет ни у кого, ибо мат можно встретить где угодно, буквально на улице на асфальте. И одновременно мат является какой-то запретной частью нашей жизни.
Разумеется, есть некоторый процент людей, старательно избегающих употребления мата в своей речи, но исследований на тему – каков этот процент, никто не проводил.
Безумия в ситуацию добавляют слова-заменители, которые цензурные, с одной стороны, а с другой всем сразу понятно что тут имелось в виду – всякие блин, пофиг, нафиг, нахрен, пипец, и прочие. Отсюда и выходит, что человек, в определённых ситуациях, мог бы дать волю эмоциям, чувствам, сочно сказать что-то эдакое и снять напряжение, но при этом социальные тормоза ему говорят – воу-воу, стоп, и человек стыдливо употребляет заменитель.
Огромный пласт языка искусственно выводится из жизни, но так, на чуть-чуть. Материтесь, но не в общественных местах. Можете написать заветное слово из трёх букв друг другу в личной переписке, да даже если вас там в групповом чате будет человек тридцать, но в СМИ написать то же самое слово нельзя.
А к чему тогда вообще эти запреты?
Давным-давно пора уже отказаться от этого странного явления под названием нецензурная брань и дать языку жить своей жизнью без этих странных и откровенно бесполезных запретов.
Сюда же, к не понимаемому и категорически осуждаемому лично мной, можно отнести все инициативы о запрете использования иностранных слов в речи, письме и прочем. Язык живёт самостоятельно, невзирая на запреты, и если сегодня в речи той же молодёжи появляется новое слово, позаимствованное из иностранного языка, то это значит лишь одно – язык развивается.
Не нравится новое слово – не употребляй его, нравится – употребляй, главное от окружающих отцепись. Вроде достаточно просто.
Ну, а интересующиеся могут подсчитать в данном тексте количество слов-заменителей мата, и слов не являющихся изначально русскими. Всем справившимся с этим заданием (особенно без помощи ИИ) мои горячие поздравления. Всем остальным – лучи поддержки, я тоже этим не стал заниматься, хехе.
P.S.: При подготовке этой краткой заметки погугливал всякое, и обнаружил аж целую дату – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой, 3 февраля. Борьбу с матом, как можно понять из заметки, одобряю, но в другом направлении, в направлении отказа от определения «нецензурная брань» как такового.
Комментариев: 0